На главную
На сайт СибГУТИ
МЕНЮ Информация
Материалы к экзамену по курсу «Управление сетями связи»

 

Показатели качества основных услуг ТфОП

Детализация этих показателей для ТфОП приводится в РД 45.196.2001

 

Согласно этому документу, работа ТфОП характеризуется следующим набором показателей (рабочих характеристик):

  1. Показатели нагрузки
  • Интенсивность нагрузки
  • Коэффициент использования
  1. Показатели надежности
  • Коэффициент готовности
  • Время полного простоя
  • Время восстановления
  • Время необнаруженного отказа
  1. Показатели качества работы сети ТфОП
  • Качество обслуживания вызовов
    • сетевые потери вызовов от абонента до абонента;
    • коэффициент занятий с ответом (КЗО – ASR);
    • продолжительность установления соединения от абонента до абонента
  • Качество передачи  сообщений.

 

1. Показатели нагрузки

 

1.1 Основной показатель – интенсивность нагрузки.

 

Различают нагрузку

  • на абонентские интерфейсы (Um, Z, V1,…)
  • на СЛ

Например, интенсивность нагрузки, создаваемая в ЧНН абонентскими терминалами  на аналоговую абонентскую линию (Z-интерфейс), включенную в АТС, составляет в среднем 0,1 Эрл.

Для МТ – 0,015 Эрл.

Для NT – 0,5 Эрл.

 

Средняя интенсивность обслуживаемой нагрузки одной СЛ должнасоставлять 0,7 Эрл и максимально-допустимая величинанагрузки должна составлять 0,8 Эрл

           

1.2 Другой важный показатель – коэффициент использования (каналов, пропускной способности).

 

Для пучка СЛ коэффициент использования не должен превышать 0,8.

 

2. Показатели надежности характеризуют наличие и продолжительность отказов (fault) сети ТфОП и ее элементов

  • Коэффициент готовности
  • Время полного простоя
  • Время восстановления
  • Время необнаруженного отказа

 

Основным показателем надежности является  коэффициент готовности.

 

Критерием отказа соединения является переход в состояние неготовности, определяемый наличием 10 последовательных секунд, в каждой из которых коэффициент ошибок по битам больше или равен 10-3  (эти секунды входят в период неготовности).

 

Критерием возврата в состояние готовности служит наличие 10 последовательных секунд, в каждой из которых коэффициент ошибок по битам меньше 10-3.)


Некоторые примеры:

  • Для телефонного соединения (и соединения ЦСИС) отказом считается перерыв в соединении длительностью 10 с и более.
  • Для систем передачи на базе SDH время восстановления связи ≤ 50 мс
  • Расчетным показателем надежности АТС является время полного простоя, которое  не  должно  превышать 0,4 час в год, что соответствует коэффициенту готовности 0,99995
  • Для ТфОП в целом время полного простоя  не  должно  превышать 0,1 час в год, что соответствует коэффициенту готовности 0,99999 (пять девяток).

 

3. Качество работы сети ТфОП определяется:

3.1 качеством обслуживания вызовов;

3.2 качеством передачи  сообщений.

 

3.1 Качество обслуживания вызовов в ТфОП характеризуется:

  • сетевыми  потерями вызовов от абонента до абонента;
  • коэффициентом  занятий с ответом (КЗО – ASR);
  • продолжительностью установления соединения от абонента до абонента.

 

Сетевые потери – суммарные потери вызовов (невозможность передачи сообщений пользователей) от абонента до абонента из-за технических неисправностей и недостатка сетевых ресурсов (например, недостаточно СЛ).

Нормы сетевых потерь приводятся как на отдельные элементы сети (системы коммутации, пучки СЛ, направления), так и на сеть в целом.

 

Нормы сетевых потерь (РД45.196.2001).

Расчетные нормы сетевых потерь от абонента до абонента  при:

  • местной связи - не более 5 % (для цифровой местной сети - не более 3 %),
  • внутризоновой связи  - 7 %,
  • междугородной связи - 7 %,
  • международной связи - 13 %.

 

Основным нормированным показателем, характеризующим качество обслуживания вызовов в ТфОП, является коэффициент занятий с ответом, определяемый как процент занятий, закончившихся сигналом «ответ» в ЧНН.

                

                   Число занятий, закончившихся сигналом «ответ»

    КЗО = --------------------------------------------------------------------------- х 100

                                     Общее число занятий

 

Измерение  параметра КЗО может производиться по отдельным направлениям, по кодам  или в целом по станции, сети.

 

Приняты следующие нормативы на значения КЗО:

  • менее 30 %        - неудовлетворительное;
  • от 30 до 60 %    -  среднее;
  • выше 60 %         -  высокое.

 


Продолжительность установления соединения

  • Расчетные нормы на продолжительность установления соединения для ЦАТС в цифровом окружении определяются  суммарной продолжительностью  установления соединения через станции и узлы сети.
  • Для аналого-цифровых систем эти показатели не нормируются.
  • В сети с КК при наличии ОКС-7 между всеми АТС, реализованы минимальные значения продолжительности установления соединения (см. РД45.196.2001).

 

3.2 Качество передачи  сообщений

 

По ТфОП передаются как телефонные (преимущественно), так и нетелефонные  сообщения.

  • Качество  передачи телефонных сообщений (речи)

 

Для оценки качества передачи телефонных сообщений (речи) разработаны:

    • показатели громкости (см. РД45.196.2001)
    • показатели разборчивости,

 

Эти показатели используются  при нормировании и оценке абонентских телефонных терминалов.

 

  • Качество передачи нетелефонных сообщений (передача данных)

 

Качество передачи нетелефонного трафика по телефонным сетям с коммутацией каналов определяется битовой вероятностью ошибки (BER), важной для оценки качества работы терминалов ПД.

 

 

В 2000 г. ЛОНИИС переработал для России опыт France Telecom и рекомендует для ТфОП следующий набор показателей, разбитых на группы (РД 45.056.00).

 

Этот набор показателей соответствует современной концепции управления качеством и включает показатели, отражающие взгляд клиента на качество предоставляемых услуг:

 

  • показатели качества обслуживания вызовов (показатели трафика);
    • показатели потерь (доступности) по отдельным этапам обслуживания вызовов и участкам сети
    • показатели нагрузки (по станционному оборудованию и пучкам СЛ)
    • показатели эффективности обслуживания вызовов (например, КЗО)

 

  • показатели качества работы оборудования (показатели эксплуатации);
    • коэффициент готовности (время потери работоспособности за год)
    • количество заявлений о неисправностях на 100 абон./ месяц
    • доля повреждений устраненных в нормативные сроки

 

  • показатели качества обслуживания пользователей (показатели маркетинга).
    • телефонная плотность (кол-во ТА/100 чел населения)
    • доля абонентов, неудовлетворенных качеством услуг и т.п.

 

SpyLOG

Персональный сайт преподавателя АЕК

Rambler's Top100