На главную
На сайт СибГУТИ
МЕНЮ Информация
Материалы к экзамену по курсу «Управление сетями связи»

 

Показатели качества основных услуг СПС (PLMN)

Выдержки из 
РД 45.254-2002

«СЕТИ СОТОВОЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ.

Нормы на показатели качества услуг связи и методики проведения их оценочных испытаний»

6.1 Общие положения по показателям качества основных услуг

6.1.1 Номенклатура показателей качества услуг не зависит от стандарта сетей СПС, поколения оборудования и типа вызовов.

6.1.2 Показатели качества делятся на две группы:

  1. показатели удовлетворенности абонентов обслуживанием.
  2. технические показатели качества услуг.

6.1.3 Все показатели качества нормируются.

6.1.4 Для добровольной сертификации услуг приняты два уровня качества:

нормальный уровень – необходимый для обеспечения качества услуг, соответствие проверяется органами Госсвязьнадзора. Нормативные значения показателей качества (таблица 2) для нормального уровня приняты на основе статистических данных операторских компаний и проведения апробации настоящего документа.

высокий уровень – рекомендуемый для повышения качества услуг, соответствие проверяется органами добровольной сертификации услуг. Нормативные значения показателей качества (таблица 2) для высокого уровня приняты на основе международных стандартов [3-6].

6.1.5 Для достижения высокого уровня качества необходима стабильность значений показателей качества в процессе предоставления услуг СПС. Стабильность проверяется при помощи проведения внутреннего аудита. служит основанием классификации уровней качества предоставляемых услуг. Показатели качества рассчитываются через параметры качества, полученные в результате проведения оценочных испытаний. Методики проведения оценочных испытаний приведены в разделах 8-10.

6.1.6 Потребительские требования к услуге выражаются с помощью показателей качества услуги. Выполнение этих требований обеспечивается выполнением технических и технологических требований к услуге, которые выражаются с помощью показателей качества работы сети и ее служб.

6.1.7 Взаимосвязь потребительских свойств услуги и показателей качества указывается в спецификациях на услугу.

6.1.8Каждое потребительское свойство услуги характеризуется определенными техническими показателями качества услуги. В свою очередь, каждый показатель качества услуги определяется одним или несколькими показателями качества работы сети.

6.1.9 Показатели качества услуги являются обязательными для отчетности оператора связи перед контролирующими организациями и абонентами. Показатели качества работы сети являются показателями внутреннего применения и используются оператором связи для анализа качества работы сети и определения причин ухудшения качества услуг.

6.1.10 В приложении Е приведена взаимосвязь потребительских свойств услуги, технических показателей качества услуги и показателей качества работы сети.

6.1.11 Нормативы на показатели качества, аналогичные показателям качества для фиксированной сети, должны быть такими же, как и для фиксированной сети.

6.1.12 Нормативы на показатели качества, специфические для подвижных сетей, определяются высоким уровнем, который соответствует международным рекомендациям и нормальным уровнем, который соответствует значениям показателей качества, обеспечиваемый операторами подвижной связи.

6.1.13 Услуги в соответствии с [4] характеризуются потребительскими свойствами, которые определяются показателями качества. Взаимосвязь потребительских свойств услуги и показателей качества указывается в спецификациях на услугу.

6.1.14 Все нормы на показатели качества услуг сетей СПС определены для части зоны обслуживания, в которой выполняются условия проведения испытаний (таблица 4).

 

6.2 Номенклатура показателей качества услуг

Таблица 1 – Номенклатура показателей качества основных услуг

 

Потребительские свойства

Показатели качества

Параметры для расчета показателей качества

1 Доступность связи

1. Доля неуспешных вызовов от общего числа вызовов, в том числе:

  1. при установлении соединения с абонентом подвижной сети;
  2. при установлении соединения с абонентом фиксированной сети

Число безуспешных попыток вызовов

Общее число вызовов за период испытаний
2 Непрерывность связи Доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента

Число соединений с преждевременным разъединением

Общее число соединений, последовательно установленных за период испытаний
3 Качество передачи речи Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи

Число вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи

Общее число контрольных вызовов
4 Скорость установления соединения от абонента до абонента Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа

Задержка сигнала ответа

Число вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа

Общее число проверенных вызовов
5 Скорость ремонта Коэффициент восстановления связи

Время восстановления связи (нормативное)

Общее количество заявок на восстановление связи за отчетный период

Количество восстановлений связи, для которых время восстановления больше нормативного
6 Правильность тарификации Доля неправильно тарифицированных соединений

Общее количество счетов за установленные соединения за отчетный период

Количество неправильно начисленных счетов
7 Показатели удовлетворенности абонентов обслуживанием Показатель удовлетворенности организационными аспектами обслуживания Отношение количества обоснованных жалоб на организационные аспекты обслуживания, поступивших в абонентскую службу оператора за период равный 12 мес., к общему количеству абонентов, зарегистрированных к моменту произведения расчета
  Показатель удовлетворенности техническими аспектами обслуживания Отношение количества обоснованных жалоб на технические аспекты обслуживания, поступивших в абонентскую службу оператора за период равный 12 мес. к общему количеству абонентов, зарегистрированных к моменту произведения расчета

 

Условия проведения испытаний

Испытания должны проводиться в климатических условиях, указанных в технических условиях на используемое испытательное оборудование.

Таблица 4 – Требования к условиям проведения контрольных вызовов

Источник контрольных вызовов

Стандарт СПС

Уровень приема

Специализированное тестовое оборудование

Цифровой

- 85 дБм

Аналоговый :

Городская застройка

Сельская местность

 

- 85 дБм

- 95 дБм

Тестовая абонентская станция

Цифровой или аналоговый

Максимальный уровень по индикатору


Приложение Е

(информационное)

 

Взаимосвязь потребительских свойств услуги, технических показателей качества услуги (QoS) и показателей качества работы сети (NP)

 

Таблица Е.1Взаимосвязь потребительских свойств услуги, технических показателей качества услуги и показателей качества работы сети

 

Потребительские свойства услуги

Показатели качества услуги

Quality of Services – QoS

Показатели качества работы сети

Network Performance – NP

Доступность связи

1.Доля неуспешных вызовов от общего числа вызовов, в том числе:

  1. При установлении соединения с абонентом подвижной сети»
  2. При установлении соединения с абонентом фиксированной сети.

1. Коэффициент блокировки из конца в конец, в том числе:

  1. коэффициент блокировки на радиоканалах
  2. коэффициент блокировки на СЛ от сотовой сети к фиксированной
  3. коэффициент блокировки на участке фиксированной сети

2.Коэффициент перегрузки пучков СЛ между сотовой сетью и ТФОП

3.Коэффициент перегрузки базовой станции

4.Коэффициент эффективности вызовов

Скорость установления соединения 2.Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа

5 Доля вызовов с задержкой последующего искания больше нормативного значения

6 Доля вызовов с задержкой сигнала ответа больше нормативного значения

Качество передачи речи 3.Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи

7.Вероятность того, что качество передачи речи установленного соединения будет хуже нормативного значения

8.Доля вызовов, для которых отношение сигнал/шум больше нормативного значения.

Непрерывность связи 4.Доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента 9.Вероятность неуспешной передачи управления вызовом

 

 

Приложение И

(справочное)

Библиография

[1]

 

Основные положения развития взаимоувязанной сети связи РФ на перспективу до 2005 г. Утвержден решением ГКС 20.12.95 №140.

[2]

 

Генеральная схема создания и развития федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования России стандарта GSM.

[3]

Рекомендация МСЭ-Т Е.800 (08.94)

Terms and definitions related to quality of service and network performance including dependability

Термины и определения, относящиеся к качеству услуг и характеристикам сети, включая надежность

[4]

Стандарт ETSIETR 003

Сетевые аспекты. Общие аспекты качества обслуживания и эффективности сети

[5]

МСЭ-Т Е.771

Сетевые показатели качества обслуживания и их целевые значения для служб сухопутной подвижной связи общего пользования с коммутацией каналов.

[6]

Стандарт ETSI ETR 351

Цифровые сотовые сети связи. Целевые значения рабочих характеристик

[7]

РД 45.162-2001 ВНТП

Комплексы сетей сотовой и спутниковой подвижной связи ОП

[8]

МСЭ-Т Е.431 (06/92)

Service quality assessment for connection set-up and release delays

Показатели качества установления соединения и задержки разъединения.


Приложение Д

(информационное)

 

Определения показателей/параметров качества

 

Д.1 Коэффициент времени подключения абонента к сети больше нормативного – отношение количества подключений абонентов к сети, для которых время подключения превысило нормативное значение, к общему количеству подключений за отчетный период, выраженное в % или в абсолютной величине. Отчетным периодом является квартал или год.

Д.1.1 Время подключения абонента к сети – период времени, требуемый для подключения абонента к сети оператора СПС с момента заключения договора на обслуживание до момента подключения абонента к сети. Время подключения оговаривается в договоре.

Д.1.2 Коэффициент  отказа в доступе к сети при генерации вызова в зоне уверенного приема – отношение количества вызовов, генерируемых в зоне уверенного приема, для которых получен отказ в доступе к общему количеству вызовов, генерируемых в зоне уверенного приема.

Д.1.3 Коэффициент времени необходимого для отключения абонента от сети больше нормативного - отношение количества  отключений абонентов от сети, для которых время отключения превысило нормативное значение, к общему количеству отключений за отчетный период, выраженное в % или в абсолютной величине. Отчетным периодом является квартал или год.

Д.1.3.1 Время отключения абонента от сети – период времени, требуемый для расторжения договора на подключение абонента к сети оператора СПС.

Д.1.4 Коэффициент времени ответа на заявление абонента больше нормативного - отношение количества ответов на заявления абонентов, время ответов для которых превысило нормативное, к общему количеству ответов на заявления за отчетный период, выраженное в % или в абсолютной величине. Отчетным периодом является квартал или год.

Д.1.4.1 Время ответа на заявление абонента (письменное или устное) - период времени, необходимый для рассмотрения заявления, принятия решений по заявлению и уведомления абонента о принятых решениях.

Д.1.5 Коэффициент времени восстановления связи  - отношение количества восстановлений связи, для которых время восстановления превысило нормативное значение, к общему количеству восстановлений связи за отчетный период, выраженное в % или в абсолютной величине. Отчетным периодом является квартал или год.

Д.1.5.1 Время восстановления связи – период времени, требуемый для возобновления предоставления услуг в случае аварии или повреждения оборудования сети СПС (неисправности в аппаратуре базовых станций или ЦКПС, повреждения на стыке подвижной и фиксированной сети и т.д.).

Д.1.6 Доля задержек при ремонте абонентского устройства – отношение количества абонентских устройств, время ремонта на которые превысило нормативное значение к общему количеству отремонтируемых абонентских устройств за отчетный период, выраженное в % или в абсолютной величине. Отчетным периодом является квартал или год.

Д.1.6.1 Время ремонта абонентского устройства, необходимое для устранения повреждений абонентского устройства и восстановления его работоспособности.

Д.1.7 Доля неуспешных вызовов – отношение количества неуспешных вызовов к общему количеству проверенных вызовов за период испытаний, выраженное в % или абсолютной величине. Период испытаний определяется в Методике проведения испытаний.

Д.1.7.1 Успешные вызовы – вызовы, закончившиеся ответом станции вызываемого абонента, включая «не ответ» или «занятость вызываемого абонента», или вызовы закончившиеся ответом оператора о том, что абонент находиться вне зоны обслуживания или его аппарат выключен.

Д.1.7.2 Неуспешные вызовы – вызовы, потерянные из-за блокировок на различных участках сети.

Д.1.8 Доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента – отношение количества вызовов с преждевременным разъединение установленного соединения не по вине абонента к общему количеству проверенных вызовов за период испытаний, выраженное в % или абсолютной величине. Период испытаний определяется в Методике проведения испытаний.

Д.1.8.1 Преждевременное разъединение установленного соединения - прекращение соединения (разговора) или временное прерывание соединения (разговора) не по инициативе абонента.

Д.1.9 Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи – отношение количества вызовов (установленных соединений), не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи к общему количеству проверенных вызовов за период испытаний, выраженное в % или абсолютной величине. Период испытаний определяется в Методике проведения испытаний.

Д.1.9.1 Качество передачи речи – сохранение в допустимых пределах параметров передачи речи информационного сигнала (громкость, разборчивость), поступившего в систему связи, при заданных условиях, когда эта система находиться в состоянии готовности.

Д.1.10 Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа - отношение количества вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа к общему количеству проверенных вызовов за период испытаний, выраженное в % или абсолютной величине. Период испытаний определяется в Методике проведения испытаний.

Д.1.10.1 Задержка сигнала ответа – промежуток времени от того момента, когда вызываемый терминал выдает первый бит сообщения CONNECT своей системе сигнализации доступа, до тех пор, пока последний бит сообщения CONNECT не принят вызывающим терминалом.

Д.1.11 Доля неправильно тарифицированных соединений – отношение неправильно тарифицированных соединений к общему количеству установленных соединений за отчетный период, выраженное в % или абсолютной величине. Отчетным периодом является квартал или год.

 

SpyLOG

Персональный сайт преподавателя АЕК

Rambler's Top100