На главную
На сайт СибГУТИ
МЕНЮ Информация
Материалы к экзамену по курсу «Управление сетями связи»

 

Техническая эксплуатация цифровых телефонных станций

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Техническая эксплуатация станций представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий по поддержанию аппаратно-программного комплекса станции в состоянии, при котором обеспечивается обслуживание вызовов с заданным качеством при передаче любых видов сообщений, для которых данная станция предназначена.

1.2. Основными задачами технической эксплуатации телефонных станций являются:

  • обеспечение бесперебойной, эффективной и высококачественной работы телефонных станций;
  • поддержание в норме электрических характеристик оборудования коммутации;
  • поддержание в норме электрических характеристик каналов;
  • поддержание безошибочной работы программного обеспечения телефонной станции;
  • организация эффективной работы технического персонала, отвечающего за техническую эксплуатацию станции; проведение мероприятий по развитию и модернизации станций.

1.3. Техническая эксплуатация цифровых телефонных станций включает:

  • техническое обслуживание и ремонт оборудования телефонных станций;
  • контроль за нагрузкой и качеством работы оборудования телефонных станций и включенных в них каналов и линий;
  • техническое обслуживание и поддержку программного обеспечения (ПО) телефонных станций;
  • работы по развитию телефонных станций и их модернизации;
  • техническое оснащение телефонных станций;
  • поддержку телефонных станций со стороны поставщика или сервисных центров технического обслуживания;
  • организацию работы технического персонала;
  • ведение документации, учет и порядок отчетности;
  • содержание технических помещений;
  • соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

1.4. Основным документом, определяющим принципы организации технической эксплуатации цифровых телефонных станций, выполнение которых является обязательным для технического персонала, обслуживающего данные станции - являются "Правила Технической эксплуатации цифровых телефонных станций сети электросвязи общего пользования Российской Федерации" и Приложения к ним.

1.5. Ответственность за организацию технической эксплуатации цифровых телефонных станций в соответствии с Правилами и Приложениями возлагается на руководство предприятий цифровых телефонных станций.

1.6. Общее руководство технической эксплуатацией телефонных станций осуществляет Управление электросвязи Госкомсвязи России.

1.7. Контроль за выполнением Правил на всей территории Российской Федерации осуществляет Главное Управление государственного надзора за связью в Российской Федерации.

 


2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЦИФРОВЫХ ТЕЛЕФОННЫХ СТАНЦИЙ

 

2.1. Техническое обслуживание и ремонт оборудования телефонной станции

2.1.1. Техническое обслуживание оборудования телефонной станции - сово­купность технических решений и организационных мероприятий по обнаружению и устранению неисправностей с целью обеспечения выполнения оборудованием требуемых функций с заданным качеством обслуживания.

2.1.2. Система технического обслуживания оборудования телефонной стан­ции реализуется с помощью программно-аппаратных средств станции. Большая часть операций технического обслуживания выполняется автоматически и включается в общий алгоритм функционирования станции.

2.1.3. Техническое обслуживание основной части оборудования цифровых станций осуществляется контрольно-корректирующим методом. Часть оборудования может обслуживаться профилакти­ческим методом.

2.1.4. Контрольно-корректирующий метод технического обслуживания ос­нован на автоматическом контроле работы оборудования и качества обслужи­вания вызовов и предусматривает устранение повреждений после получения ин­формации от системы контроля об обнаружении неисправностей или выходе пара­метров качества обслуживания вызовов за пределы допустимых эксплуатацион­ных норм.

2.1.5. Профилактический метод технического обслуживания предусматрива­ет проведение периодических плановых проверок оборудования, имеющих своей целью обнаружение и устранение повреждений прежде, чем они скажутся на каче­стве обслуживания вызовов.

Профилактическое техническое обслуживание выполняется через опреде­ленные временные интервалы и направлено на уменьшение вероятности отказа и улучшение работоспособности станции.

Периодичность профилактических испытаний определяется надежностью контролируемого оборудования и наличием средств встроенного автоматического контроля за его состоянием.

2.1.6. Техническое обслуживание телефонной станции может осуществляться централизованным и децентрализованным способами.

При децентрализованном способе все виды работ по техническому обслужи­ванию проводятся персоналом станции.

Централизованный способ технического обслуживания предполагает, что размещенное на разных телефонных станциях оборудование обслуживается пер­соналом, сосредоточенным в одном пункте - центре технической эксплуатации (ЦТЭ).

2.1.7. При централизованном способе большинство задач эксплуатации и техобслуживания может выполняться в ЦТЭ. При этом станции обычно работа­ют без постоянного присутствия обслуживающего персонала. Персонал посещает станции только для устранения неисправностей или для выполнения определенных работ на месте. Централизация позволяет более рационально ис­пользовать квалифицированный персонал, уменьшить общие затраты на техоб­служивание. При централизованном способе сохраняется возможность децен­трализованного способа техобслуживания.

2.1.8. Ремонт съемных элементов оборудования станции проводится в центре ремонта в соответствии с договором между администрацией станции и центром ремонта.

Вместо неисправных съемных элементов используются съемные элемен­ты, находящиеся в ЗИПе.

2.1.9 Централизованная эксплуатация и техническое обслуживание реализуется в соответствии с концепцией TMN (Telecommunication Management Network), разработанной в серии стандартов ITU-T M.3000…M.36xx.

 

Эксплуатация и техническое обслуживание с точки зрения TMN

 

В последнее время изменилась концепция в подходах к централизованному обслуживанию.

Вместо решения отдельных задач по ЭиТО (O&M) станций, СП, и других элементов – разработана концепция Сети Управления Электросвязью (TMN) в целом.

            Эта концепция включает в себя 4 уровня управления (пирамида TMNили логическая уровневая архитектура управления –LLA):

  • уровень управления бизнесом или административный уровень (BML) (верхний);
  • уровень управления услугами (SML);
  • уровень управления сетью (NML);
  • уровень управления элементами сети (EML) (нижний уровень).

 Два нижних уровня пирамиды (NML и EML) разработаны для поддержки задач эксплуатации и технического обслуживания как отдельных элементов сети, так и сети в целом.

Нижний уровень (EML)является источником информации о состоянии сети для верхних уровней (осуществляется задачи по измерению рабочих характеристик всех элементов сети, т.е. основная задача – мониторинг).

            На уровне управления сетью (NML)решаются задачи, обеспечивающие работу всей сети а также отдельных ее участков.

            На уровне управления услугами (SML) реализуются функции по взаимодействию с администрациями связи, операторами, поставщиками оборудования, пользователями сетей (абонентами).

            На бизнес-уровне (BML) определяются целевые задачи по использованию сетей и взаимодействию сетей различных операторов.

            С точки зрения TMN задачи ЭиТО расширяются, затрагивая не только вопросы конфигурации, сбора статистики, сбора информации об отказах, но и вопросы учета потребляемого трафика, сбора платы за услуги, вопросы информационной безопасности.

            В целом эти задачи нашли отражение в так называемой функциональной архитектуре TMN в форме пяти основных функциональных областей.

В соответствии с классификацией функциональных областей (Рек. М.3010) TMN должна осуществлять управление:

  • конфигурацией сети – CM (Configuration Management),
  • устранением послед­ствий отказов – FM (Faults Management),
  • качеством (рабочими характеристиками) – PM (QoS Management),
  • расчетами – AM (Account Management, Billing),
  • защитой информации (безопасностью) – SM (Security Management). 
  1. Под управлением конфигурацией сети (CM) понимают:
  • формирование и развитие сети;
  • создание и сопровождение плана нумерации сети;
  • реконфигурация сети и отдельных ее элементов (маршрутизаторов, мультиплексоров, маршрутных таблиц, алгоритмов и протоколов маршрутизации, распределение сетевых адресов, имен, доменов, построение карты сети, создание физических и логических каналов и т.п.);
  • планирование услуг и работ, связанных с развитием (проектирование сетевых ресурсов);
  • создание и ведение сетевых баз данных.

 

  1. При управлении устранением последствий отказов (FM) должны решаться задачи:
  • контроля за состоянием сети и ее элементов в реальном масштабе времени;
  • регистрация, фильтрация и отображение сообщений об отказах;
  • отслеживание и идентификация чередующихся отказов;
  • ведение журналов неисправностей;
  • корреляционный анализ сообщений на основе некоторой модели сети и ее элементов;
  • обнаружения, и локализации неисправностей;
  • восстановления связей;
  • оперативного перестроения сети,
  • устранения неисправностей;
  • своевременное оповещение пользователей о регламентных и аварийных работах  в сети
  • выполнение диагностических процедур и  тестов;
  • управление процедурами восстановления отказавшего оборудования связи;

 

  1. Под управлением качеством (PM)понимают выполнение следующих задач:
  • разработка, заключение и контроль за исполнением соглашений об уровне качества предоставляемых услуг;
  • поддержка интерфейса «абонент-оператор»;
  • сбор и анализ статистических данных по функционированию сетей и их элементов (учет эффективности использования сетевых ресурсов – Performance, и контроль надежности работы сети и ее элементов);
  • управление трафиком;
  • разработка рекомендаций по улучшению эксплуатационных характеристик сетей электросвязи, улучшению и расширению диапазона предоставления услуг связи;
  • повышение качества услуг и расширение их ассортимента;
  • анализ действенности системы качества услуг (после ее создания) и ее совершенствование;
  • анализ функционирования систем управления и контроля с целью усовершенствования методов управления сетями связи.

 

  1. Под управлением расчетами (AM) понимают:
  • сбор данных по предоставляемым (арендуемым) средствам и услугам связи;
  • регистрация и учет абонентов, имеющих договора в любой законной форме с операторами связи об оказании услуг;
  • учет объема и номенклатуры предоставленных услуг и расчета их стоимости;
  • учет сумм платежей за оказанные услуги электросвязи;
  • контроль за оплатой оказанных услуг электросвязи;
  • справочно-информационное обслуживание абонентов по вопросам объема и номенклатуры оказанных услуг электросвязи и их оплаты;
  • формирование информации, используемой для выставления счетов на оплату оказанных услуг электросвязи;
  • проведение взаиморасчетов с клиентами (выписка счетов, прием оплаты за услуги);
  • формирование статистической отчетности и аналитической информации по оказанным услугам электросвязи, произведенной по ним оплате, финансовому состоянию лицевых счетов абонентов для оперативного и обоснованного принятия решении в части, касающейся управления организацией связи.

 

  1. Под управлением защитой информации (SM) понимают:
  • разработка мер для обеспечения закрытости пользовательской и собственной технологической информации;
  • классификация уровня безопасности сети и защита БД от несанкционированного доступа.
  • соблюдения конфиденциальности при предоставлении данных;
  • защиты целостности и сохранности данных;
  • контроль авторизации пользователей различных услуг связи;
  • поддержка различных уровней доступа к услугам связи;
  • составление отчетов о попытках НСД к услугам связи;
  • поддержка различных классов авторизации для персонала.

 

Перечисленный набор задач распределяется по уровням пирамиды в соответствии с приоритетами и потребностями оператора.


В табл. 1 показано возможное распределение важнейших задач, решаемых на каждом уровне (каждый оператор для себя решает проблему распределения задач по уровням).

табл. 1 - Пример распределения задач по уровням пирамиды

Уровни

Задачи управления (функциональные области TMN)

управления

TMN

Конфигурацией сети

Устранением повреждений сети

Качеством сети и услуг

Расчетами на сети

Защитой информации в сети

Бизнес

+

 

+

+

+

Услугами

 

 

+

 

 

Сетью

+

+

+

+

 

Элементами

 

+

+

 

+

 

 

На уровне управления элементами (EML), конкретные задачи зависят от самого элемента управления.

Для такого элемента сети как ЦСК типа EWSD, задачи ЭиТО (O&M) в интерпретации фирмы SIEMENS выглядят следующим образом:

 

Задачи эксплуатации (Operation&Adinistration)

Администрация

Задачи

1

Административное управление абонентами

- Данные по списочным номерам

- Абонентские оконечные устройства

- Данные по учету стоимости

- Данные по ДВО

- Отслеживание злонамеренных вызовов

2

Административное управление выбором маршрута

- Данные по СЛ

- Данные по группам линейных комплектов

- Маршрутные данные

3

Административное

управление нагрузкой

(трафиком)

- Измерение

- Наблюдение

- Контроль (Управление)

4

Административное управление тарифом и учетом стоимости разговоров

- Тарифы и зоны

- Статистические данные

5

 Административное управление системой

- Полномочия на ввод

- Организация вывода

- Организация файла

- Назначения устройств

- Управление работами

- Управление календарем

- Административное управление сетью О&М

6

Административное управление сетью

- Контроль (управление) сетью

- Данные управления сетью

7

Управление службами

- Данные коммутаторной системы (OSS)

- Данные Центрекса

- Данные других служб

8

Административное

управление специальными сетями

- Данные сетей подвижных абонентов

- Данные бесплатных сетей

 


Задачи техобслуживания (Maintenance)

Техобслуживание

Задачи

1

Техобслуживание абонентских линий

- Испытание

- Измерение

2

Техобслуживание соединительных линий

- Испытание

- Измерение

3

Техобслуживание аппаратных средств

- Сообщения аварийной сигнализации

- Локализация неисправностей

- Устранение неисправностей

- Устранение особых неисправностей

- Замена оборудования

- Диагностика и тестирование замененного оборудования

- Текущий ремонт

4

Техобслуживание программного обеспечения

- Модификация программного обеспечения станции (внедрение «заплаток» - «patch»)

- Диагностика и тестирование ПО

- Модификация программного обеспечения О&М

 


 

SpyLOG

Персональный сайт преподавателя АЕК

Rambler's Top100